Не так давно коллеги с портала e1.ru писали о свердловской учительнице, которая задала четвероклассникам прочитать произведение Пушкина, предназначенное только для взрослых. История обернулась скандалом, в конечном итоге педагог уволилась. Overtime.life решил заняться внеклассным чтением сказки, а заодно вспомнил ещё несколько неоднозначных примеров творчества солнца русской поэзии.
Строго 18+
Сказка «Царь Никита и сорок его дочерей» едва ли пробудит в четвероклассниках любовь к золотому веку русской поэзии. Да и вообще в таком возрасте скорее всего воспримется, как набор рифмованных слов без всякого смысла. Никаких нецензурных выражений (в отличии от множества других произведений, которые приписывают перу Александра Сергеевича) в тексте нет.
Вот если бы такое задание получили ученики старших классов, тогда можно было бы даже попробовать найти оправдание учителю. Дескать, хотела показать, что классик и пошутить может. Но тут уж как вышло, так вышло.
Итак, углубимся в сюжет.
Как несложно догадаться из названия, у царя Никиты подрастают сорок дочерей. Все они просто прекрасны, за исключением одного весьма несущественного изъяна – у всех отсутствует часть тела, которую рассказчик не называет, но всё и так понятно (если вы не учитесь в младших классах):
Чтоб совсем не рассердить
Богомольной важной дуры,
Слишком чопорной цензуры?
Как быть?.. Помоги мне, бог!
У царевен между ног…
Нет, уж это слишком ясно
И для скромности опасно, —
Так иначе как-нибудь:
Я люблю в Венере грудь,
Губки, ножку особливо,
Но любовное огниво,
Цель желанья моего…
Что такое?.. Ничего!..
Богомольной важной дуры,
Слишком чопорной цензуры?
Как быть?.. Помоги мне, бог!
У царевен между ног…
Нет, уж это слишком ясно
И для скромности опасно, —
Так иначе как-нибудь:
Я люблю в Венере грудь,
Губки, ножку особливо,
Но любовное огниво,
Цель желанья моего…
Что такое?.. Ничего!..
Сюжет не отличается неожиданными поворотами: царь запрещает подданным говорить об изъяне дочерей, а сам тем временем узнаёт о колдунье, которая может помочь. По всем законам жанра за ведьмой отправляются гонцы. Одному из них посчастливилось найти старуху, которая приступает к работе:
Трое суток ворожила,
Так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец,
Сам принес он ей ларец,
Полный грешными вещами,
Обожаемыми нами.
Там их было всех сортов,
Всех размеров, всех цветов,
Всё отборные, с кудрями…
Ведьма все перебрала,
Сорок лучших оточла,
Их в салфетку завернула
И на ключ в ларец замкнула…
Так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец,
Сам принес он ей ларец,
Полный грешными вещами,
Обожаемыми нами.
Там их было всех сортов,
Всех размеров, всех цветов,
Всё отборные, с кудрями…
Ведьма все перебрала,
Сорок лучших оточла,
Их в салфетку завернула
И на ключ в ларец замкнула…
Гонец на привале не удержался от любопытства взглянуть на содержимое ларца:
Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели
И хвостами завертели.
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели
И хвостами завертели.
Гонец пытается приманить «птичек» хоебными крошками, но они не возвращаются. Решение подсказывает проходившая мимо старуха - привлечь можно лишь одним:
Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно.
«Ну, спасибо!» он сказал…
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели…
Сами все слетят наверно.
«Ну, спасибо!» он сказал…
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели…
Посланник собирает «птичек» обратно в ларец и везёт царевнам.
Согласно мнению пушкинистов сказка для взрослых была написана в 1822 году. Тогда, молодой Александр Сергеевич смело экспериментировал, о чём в последствии жалел. На то же время приходится создание ещё одного произведения, наделавшего много шума – Гавриилиады.
Библейские мотивы
В этот раз Пушкин не просто пишет сказку для взрослых. Поэт в качестве главных героев выбирает библейских персонажей: Святого духа, Марию, Гавриила и, собственно, Лукавого. А дальше… понеслась. Весь сюжет сводится к тому, что перед прекрасной Марией не могут устоять ни архангел, ни дьявол, ни святой дух. Вот несколько самых любопытных отрывков:
И ты, господь! познал ее волненье,
И ты пылал, о боже, как и мы.
Создателю постыло всё творенье,
Наскучило небесное моленье, -
Он сочинял любовные псалмы
И громко пел: «Люблю, люблю Марию,
В унынии бессмертие влачу…
Где крылия? к Марии полечу
И на груди красавицы почию!..»
И прочее… всё, что придумать мог. -
Творец любил восточный, пестрый слог,
….
Всё для Марии диво,
Всё кажется ей ново, мудрено, -
А между тем румянец не стыдливый
На девственных ланитах заиграл -
И томный жар и вздох нетерпеливый
Младую грудь Марии подымал.
Она молчит: но вдруг не стало мочи,
Закрылися блистательные очи,
К лукавому склонив на грудь главу,
Вскричала: ах!.. и пала на траву…
…
Он улетел. Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! – как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».
В последствии Пушкин отрекался от авторства как «Царя Никиты», так и «Гавриилиады». Но бумага помнит всё. Вот ещё несколько классных зарисовок Александра Сергеевича:
Нимфодоре Семеновой
Желал бы быть твоим. Семенова, покровом,
Или собачкою иостельною твоей,
Или поручиком Барковым, "
Ах он, поручик! ах, злодей!
Или собачкою иостельною твоей,
Или поручиком Барковым, "
Ах он, поручик! ах, злодей!
Наденьке
С тобой приятно уделить
Часок, два, три уединенью:
Один желаньям посвятить,
А два последних наслажденью.
Часок, два, три уединенью:
Один желаньям посвятить,
А два последних наслажденью.
Сравнение
Не хочешь ли узнать, моя драгая,
Какая разница меж Буало и мной?
У Депрео была лишь запятая,
А у меня две точки с запятой.
Какая разница меж Буало и мной?
У Депрео была лишь запятая,
А у меня две точки с запятой.
Христос Воскрес
Христос воскрес, моя Ревекка!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить "
И даже то тебе вручить.
Чем можно верного еврея
От православных отличить.
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка, приступить "
И даже то тебе вручить.
Чем можно верного еврея
От православных отличить.
Рубрики:
Город
Нажимая кнопку «Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.