Если спросить ребенка, кем он станет, когда вырастет, то малыш вряд ли назовет профессию из нашей подборки. Мы собрали истории уральцев, которые выбрали не самые популярные, но от этого не менее интересные специальности.
Ударный труд
Выпускник Российского государственного социального университета Сергей Сапожников в своей работе имеет дело скорее с асоциальным поведением людей. Он является постановщиком боевых сцен в кино.
- У Вас в детстве наверняка был кумир среди актеров боевиков?
- Да, как и многие мальчишки в начале 90-х, мы не по разу пересматривали фильмы с Брюсом Ли, Джеки Чаном, Чаком Норрисом, Ван-Даммом. Их герои мотивировали нас заниматься спортом. Я школьником ездил из Сысерти в Екатеринбург на тренировки по тхэквондо. Ну и, конечно, глядя на этих актеров, тоже хотелось сниматься в кино и так же драться.
- И с чего начался Ваш путь постановщика боевых сцен?
- Спустя годы тренировок, я начал преподавать в родной Сысерти тхэквондо. Помимо соревнований, наши воспитанники проводили показательные выступления на различных городских мероприятиях. Мы демонстрировали удары, в прыжках разбивали предметы, проводили заранее отрепетированные спаринги. Это, пожалуй, и был мой первый опыт в постановке боевых сцен. И тогда же я твердо решил, что хочу работать в кино.
- Ну, одного желания, как правило, мало…
- Все верно! Поэтому после окончания Московского социального института я поступил на актерские курсы Театрального института в Екатеринбурге. В то же время я успел поработать репортером и ведущим местных новостей в Сысерти, что позволило мне познакомиться со съемочным процессом, узнать нюансы операторского искусства. Я узнал, что такое «принцип золотого сечения», с каких ракурсов лучше снимать. Все это позже пригодилось мне в работе постановщика боевых сцен. Но я и сейчас продолжаю обучение – посещаю тематические вебинары, смотрю боевые сцены, анализирую. Новые знания стараюсь тут же применять на практике.
- Как проходит подготовка к съемкам?
- Поскольку работа в кино меня, действительно, захватывает, я очень голодный в этом плане, то и к съемкам готовлюсь тщательно. После того, как мне скидывают сценарий, я анализирую характер героя: для каждого – свой стиль боя. Допустим, если фильм о спортсменах, то там уместны удары ногами или в прыжке. Если в кадре обычная бытовая драка, то движения более хаотичны. Локация, эпоха, характер героя – все это очень важно, чтобы поставить красивый бой в кадре.
- Сколько фильмов у Вас за плечами?
- За четыре с половиной года я успел поработать в пяти картинах и шести клипах. Участие в съемках фильма для меня каждый раз – бесценный опыт. Взять хотя бы последний проект режиссера Виталия Кошкина. Его команда снимала на Урале первое интерактивное кино в стиле компьютерной игры. Мне необходимо было поставить драку 4 человек, которые, по сценарию, летели в небольшом самолете АН-2. Получилось и круто, и смешно, и много полезного я вынес для себя.
Самой эмоциональной выдалась работа над фильмом «Кровавое воскресенье» режиссера Анны Веселовой. Мне пришлось ставить сцену массовой драки, было задействовано больше 20 человек. Я разбил актеров на небольшие группы, каждому дал определенные движения. Затем мы все это собрали в единую картину, и получился экшн!
И еще мне особенно запомнился фильм-апокалипсис одного молодого режиссера, где мне впервые пришлось ставить драку человека и зомби. По сценарию, бой разворачивался в кузове Газели. И нужно было поставить так, чтобы грим актеров не пострадал.
- У Вас есть профессиональная мечта?
- Не мечты, скорее – цели. Я планирую и дальше совершенствоваться как постановщик боевых сцен. На очереди у меня – два проекта. В одном из них я предстану и как актер!
Уникальный экземпляр
Выпускник исторического факультета Уральского государственного университета имени А.М. Горького Илья Демаков вот уже больше 15 лет трудится в архивной отрасли Среднего Урала. Должность у него уникальная, как и источники, с которыми работает специалист, - археограф.
- Это детская мечта – стать археографом?
- Нет, в детстве я мечтал стать военным, космонавтом, учителем. Часто, будучи школьником, пытался учить своих младших друзей – дошколят – правописанию и арифметике. Доской мне тогда служила стена гаража во дворе, где мы жили. Помимо дворовых забав, мне нравилось работать с книгами и документами, я с десяти лет вел личный дневник, составлял какие-то карточки для игр, с дворовым другом Александром мы придумали и нарисовали игровое поле для игры «Монополия».
- Как в итоге пришли к археографии?
- В моем случае археограф - это не профессия, а должность. После окончания истфака, когда я пришел работать в архив в 2005-м году, почти сразу стал готовить документальные публикации. Помимо этого, еще сам писал статьи и доклады для выступления на конференциях и круглых столах, готовил выставки архивных документов и многое другое.
- Чем конкретно занимается археограф?
- Если объяснять сам термин, то «археография» восходит к древнегреческим словам «архайос» (древний) и «графо» (пишу). То есть цель данной исторической дисциплины – изучение, или описание, древних источников с целью их дальнейшей публикации. Образно говоря, задача археографа – представить читателю неизвестный документальный источник с полными комментариями – насколько это возможно. Для этого он полностью описывает документ со всеми особенностями написания авторского текста, стиля.
- Насколько кропотлива Ваша работа и каких качеств от Вас она требует?
- Я готовлю публикации на основе «Правил издания исторических документов в СССР», которые появились еще в далеком 1990 году. Обращаю внимание на орфографию, также важно точно сохранить и передать стилистические особенности текста.
Пропущенные в тексте документов и восстановленные слова и части слов заключаю в квадратные скобки. Утраченный или непрочтенный из-за повреждения документа, а также неразобранный текст отмечаю отточием.
Бывает очень обидно, когда невозможно разобрать некоторые слова документа. Конечно, всегда можно предложить свой вариант пропущенных слов, но это будет только предположение, а не уверенность.
Работа археографа требует усидчивости, внимания, кропотливости в деле изучения исторических источников.
- С какими документальными источниками Вам интереснее всего работать?
- Интереснее всего - с рукописными дневниками и воспоминаниями жителей Свердловской области. Также увлекательно изучать дела в отношении репрессированных в годы советской власти. Среди этих документов очень часто встречаются изъятые в качестве вещественных доказательств при аресте письма граждан, дневники, записные книжки и т.п. Из таких источников узнаешь, чем жили уральцы почти век назад, что их волновало, что радовало.
- Сколько публикаций у Вас за плечами?
- За годы своей профессиональной деятельности я принимал участие в создании более десятка публикаций архивных документов. Поскольку управление архивами Свердловской области является учредителем научно-популярного журнала «Архивы Урала», то чаще всего, я печатаюсь именно там.
- Мечта археографа, какая она?
- Мне очень хочется познакомиться со всеми делами, хранящимися в нашем архиве, а их более 133 тысяч. А еще немало интересных документов находятся на хранении в других архивных учреждениях России. Плюс иностранные архивы, которые мне тоже хотелось бы изучить.
Рисуя фотонами
Окончив вуз по специальности «банковское дело», Константин Жихарев нашел свое призвание в совершенно далекой от финансов сфере. Последние пять лет он – художник по свету.
- Кем мечтали стать, «когда вырастите»?
- В детстве для меня примером был папа. Я хотел, как он, ходить в хорошем костюме на работу в банк, но, когда я отучился и проработал какое-то время в этой структуре, быстро передумал.
- Как банковский сотрудник стал художником по свету?
- После того, как я уволился из банка, проработав там 8 месяцев, я устроился администратором в центр культуры и искусства «Верх-Исетский». Много времени проводил у ребят в регуляторе. Так называется помещение, где сидит звукорежиссер и художник по свету. Мне стала интересна их работа, я стал расспрашивать их, узнавать нюансы, так меня назначили техником сцены. С этого момента все и завертелось. Я начал изучать штанкетное хозяйство: как оно устроено, какова его грузоподъемность, технику безопасности. Все эти тонкости важно знать. Тебя могут командировать в другой город на концерт в каком-нибудь ДК, и необходимо грамотно смонтировать свет, учитывая, что, например, используемый трос не выдерживает нагрузку даже в 100 килограммов.
Когда меня назначили художником по свету, я сутками пропадал в центре культуры: учился светить, осваивал сначала свой пульт, потому другие. Позже посетил специализированные курсы в Санкт-Петербурге. Так прошло около трех лет. И вот последние два года я гастролирую с концертам и шоу как состоявшийся профессионал, хотя я самоучка. Успел поработать со Стасом Пьехой, Нюшей, Григорием Лепсом и многими другими звездами.
- Художник по свету все-таки больше техническая или творческая специальность?
- Сложно сказать однозначно. С одной стороны, я – технарь: монтирую и подключаю световое оборудование, направляю его во время мероприятий. С другой, я – художник: придумываю и разрабатываю световые композиции, которые раскрывают замысел режиссера или декоратора. Потом опять же как технарь я программирую через пульт световые партитуры.
И я не смогу Вам сказать, что мне нравится больше – техническая или творческая составляющая моего дела. Я люблю его вот таким: технически сложным и художественно-прекрасным.
- Как свет может помочь в проведении мероприятия?
- Свет определенно сделает любое торжество красивым, насыщенным и интересным. Например, на свадьбе поставь пару световых приборов у фотозоны, и она сразу же станет объемной, загадочной, манящей. Гости точно мимо нее не пройдут. Или, допустим, на том же юбилее во время выступления кавер-группы художник с помощью света может сделать так, что у гостей будет ощущение, будто они побывали на большом концерте.
- Что делает Вас счастливым в профессии?
- Абсолютно все! Я получаю огромное удовольствие, и когда придумываю концепцию светового оформления, и когда монтирую оборудование. Ну и не последнюю роль играют люди, с которыми ты работаешь. Мне с коллегами повезло.
Математика с душой
Альбина Бабурчина – выпускница института математики и компьютерных наук Уральского федерального университета. Вот уже 15 лет она готовит выпускников школ к ЕГЭ и ОГЭ. И за это время стала не просто репетитором, но еще и коучем.
- Всем известно, чем занимается сам по себе репетитор и сам по себе коуч. Но как работает репетитор-коуч?
- Репетитор-коуч появился в тот момент, когда я перестала смотреть на своих учеников как на детей, которым нужно подтянуть математику, а постаралась разглядеть в них индивидуальность – личность со своими страхами, сомнениями, какими-то внутренними проблемами. Результаты не заставили себя долго ждать: когда я помогала ребенку преодолеть психологические барьеры, он начинал понимать некогда сложные для него темы в математике, быстрее находить нужное решение, эффективнее усваивать материал. Как коуч я также не пренебрегала общением с родителями учеников, поскольку их вклад в успехи выпускника тоже немаловажен.
- Поделитесь некоторыми техниками коучинга, которые вы используете на занятиях по математике…
- Одна из моих любимых практик - попытаться снизить градус важности предстоящего экзамена. Хорошо работает, когда проговариваешь с ребенком «а что будет, если» и рассматриваешь детально самый ужасный сценарий развития событий. На поверку оказывается, что даже в худшем случае жизнь продолжается, есть шанс реализовать свои мечты и просто быть счастливым.
Иногда я использую, возможно, не совсем педагогичный, но весьма эффективный метод уподобления. Когда ученик психует и нервничает, я не включаю философа со стальными нервами, а начинаю вести себя, как ребенок. Так мы на какое-то время зависаем на одной, пусть и не очень продуктивной волне, но зато потом - раз и школьник начинает понимать твои слова, прислушиваться к тебе, активно включается в процесс обучения. Вот такая магия!
- Самой теперь что ближе: математика или психология?
- Откровенно говоря, ближе уже психология, потому что математика, несмотря на всю глубину этой науки, не может удовлетворить мои интересы как профессионала. Когда подросток открывается тебе, слушает тебя и какая-нибудь дремучая тема по алгебре вдруг становится для него простой и понятной, я понимаю, что, по сути, тут уже совсем не в математике дело.
Знаю истории, когда родители отводили закомплексованного подростка к психологу, но эффект от такого общения был обратный – ребенок еще больше закрывался. А когда мы открыто не говорим про психологию, а аккуратно прикрываем ее математикой, получается эффективнее проработать страхи подростка и помочь ему лучше справиться с таким испытанием, как экзамен.
- Что доставляет Вам особую радость в работе?
- Как раз-таки этот переломный момент, когда ученик из колючего ежика, которому не интересны эти уравнения и логарифмы, как по волшебству, превращается в любопытного ребенка, у которого горят глаза от того, что все так элементарно в этой математике.
НЕмузыкальное сопровождение
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, представитель музыкальной династии, выпускник уральской консерватории, скрипач – все это Леонид Орлов, артист Уральского молодежного симфонического оркестра, последние 4 года является инспектором коллектива.
- Кто вас в юности вдохновлял на выбор профессии?
- Папа, заслуженный артист России Борис Орлов, и бабушка, которая когда-то тоже училась игре на скрипке и рассказывала мне много про музыку. Я с детства мечтал стать музыкантом – и стал им.
- Думали ли когда-нибудь, что будете инспектором оркестра?
- Мне всегда было интересно участвовать в организационной жизни оркестра. Я люблю общаться с людьми, проявлять какую-то дипломатию.
- Что входит в Ваши обязанности?
- Прежде всего, это организационно-концертная деятельность. Я координирую процесс организации концерта, участвую в качестве посредника между оркестром и разными департаментами. Я получаю состав оркестра, передаю в концертный зал план размещения оркестра на сцене, если не хватает каких-то музыкантов или инструментов, то занимаюсь их поиском, заключаю договоры с артистами, контролирую их присутствие и работу. Решаю вопросы с дирижером: когда будет проходить репетиция, что будем репетировать, когда и каких солистов вызывать, какие составы оркестра будут задействованы. Моя задача, чтобы артисты знали график репетиций, вопросы дисциплины, опозданий, костюмов.
Инспектор оркестра, по сути, связующее звено между артистами, администрацией и дирижером. Постоянно возникают какие-то вопросы, пожелания, просьбы, жалобы как с одной стороны, так и с другой. И все это надо решить, чтобы результат всех удовлетворил.
И, конечно, внутренняя творческая эмоциональная жизнь в оркестре, сохранение микроклимата – тоже часть моей работы.
- Что приносит Вам удовлетворение в работе инспектора?
- Например, когда планируем огромные гастроли, высылаем стейдж-планы, ведем переговоры, я приезжаю на площадку, все это готовлю, решаю какие-то вопросы. И вот мы сыграли концерт, и я понимаю, что здесь есть и мой вклад в то, что он состоялся.
- Но, говорят, в любой профессии есть издержки. У Вас какие?
- Это, наверное, нервы и время. Постоянно приходится решать какие-то ребусы, потому что часто возникают ситуации, когда у администрации одно мнение, у артистов оркестра – другое. И моя задача - добиться результата, который максимально устроит всех.
- У Вас случаются форс-мажоры?
- Конечно. Вот, например, была нестандартная ситуация на гастролях в Китае. У оркестра стоит утренняя репетиция, и накануне вечером мы приходим к организаторам, просим показать контрабасы, которые были заказаны в техрайдере. Они нас спрашивают: «А что такое контрабасы? покажите картинку». Я им гуглю картинку. И они – ой, а мы бас-гитары заказали. Международный классический конкурс Шопена, а они заказали бас-гитары! Мы давай обзванивать всех, кого можно, говорить, что нам завтра с утра нужны контрабасы и что они выглядит вот так. Тогда мы понервничали, конечно. Но на утро контрабасы были.
Или бывает, особенно сейчас, в пандемию, утром вдруг звонок – заболел гобой, фагот, кларнет. Ищи, вечером должны быть. И мне надо обзвонить коллег, найти артистов, заключить договор. Это весело, и я очень люблю такие моменты. Когда головоломка разгадывается, ты получаешь удовлетворение от того, что решил её.
Подписывайтесь на email-рассылку Overtime.life — все главные тексты недели и месяца на почте! Подписывайтесь на нас в Facebook, Twitter и «ВКонтакте».
Иллюстратор:
Лера Осичанская; фото предоставлены героями материала
Рубрики:
Город
Нажимая кнопку «Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий», я даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.